Билеты метро
В 1935 году для оплаты проезда использовались картонные билеты, далее — отрывные бумажные талоны. В настоящее время билеты в московском метро целиком заменены магнитными и бесконтактными картами.
Время ставила кассирша, продававшая билет, контролер на входе делал компостером дырку, а контролеры в вагонах и на выходе проверяли годность билетов на руках пассажиров.
Вот одно из редких упоминаний билетов:
Разменных автоматов и турникетов тогда не было. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные — до «Сокольников», желтые — обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была немногим больше 11 км.
[...]
В музее Московского метрополитена (он единственный в Европе) хранится любопытный экспонат, своеобразный документ эпохи — билет № 1 на проезд по метрополитену.
Этот билет передал в музей П. Н. Латышев, старожил столицы. Его интервью газете «Рабочая Москва» — это, по существу, отношение советских людей к первому отечественному метрополитену, их гордость и восхищение достижениями социалистической техники и архитектуры:
«…Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии „А“ и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади… Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, только другого сословия: капиталист, который собирает первые билеты метро.
„Вот пошли ему свой билет, — приставал ко мне иностранец, — заработаешь“.
Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет № 1! Я его как святыню, как документ итога моей большой жизни буду хранить».
Московскому метрополитену — 50. М.: Московский рабочий. 1985
Образцы одних из первых билетов Московского метрополитена из личного архива известного москвоведа Юрия Александровича Федосюка.
Судя по цифрам на обратной стороне билетов, совпадающим со временем работы метрополитена в момент открытия (с 7 утра до 1 часа ночи), изначально предполагалось делать отметку о выдаче билета напротив соответствующего часа. Но эта операция, очевидно, на практике показала себя излишне трудоемкой. Кроме того, лимит в 35 минут довольно сложно отразить на часовой шкале, которая не соответствует привычному круглому циферблату.
Поскольку билеты в нашей коллекции не самых первых дней, по ним видно, что вместо отметки о времени выдаче билета, вскоре стали проставлять время окончания срока действия, что, конечно же, сильно упрощает работу контролеров.
По свидетельству очевидцев, за день у контролеров руки уставали отрывать картон, поэтому билеты стали печатать на тонкой бумаге.
Заметка в «Вечерке» описывает принцип действия автомата:
Билет из автомата
Электротехнические мастерские Северных железных дорог, московский опытный завод «Кинап» и завод опытных машин «Цниимаш» изготовляют первые 10 автоматов для продажи билетов на станциях метрополитена им. Л. М. Кагановича.
Изобретатель т. Леваньян, сконструировавший эти автоматы, сообщил нам:
— Первый автомат уже готов. 1 марта он будет установлен на станции метро «Красные ворота» для испытаний. Через месяц должны быть готовы и остальные 9 автоматов.
Принцип работы автомата основан на идее движения киноленты в аппарате. Автомат принимает зарядку в 10 тысяч заранее отпечатанных рулонных билетов. Заграничные автоматы подобного типа сами печатают билеты, имея запас бумаги на 1000 билетов, но это создает ряд неудобств, требует более тщательного наблюдения за автоматами.
Для испытания первых 10 автоматов уже напечатано 36 тысяч билетов. Этого количества хватит на 20 дней работы автоматов.
Чтобы получить билет, пассажир должен опустить в отверстие автомата две 15-копеечных монеты и повернуть ручку доотказа вправо. Билет выпадает через специальное окошечко с левой стороны.
Вечерняя Москва. 26 февраля 1936 г. № 46.
На следующий день вышла другая заметка с таким же названием, но уже с иллюстрацией:
Билет из автомата
Управление метрополитеном им Л. М. Кагановича решило механизировать продажу проездных билетов. В течение марта на станции «Красные ворота» будут установлены для испытаний 10 автоматических касс. Для удобства автоматы будут установлены полукругом на небольшом расстоянии от стены.
После того, как пассажир опустит две 15-копеечных монеты и повернет ручку до отказа, билет выпадет через специальное окошечко. В отличие от существующих картонных билетов, эти билеты отпечатаны на плотной белой бумаге красной краской, а номер билета черной краской.
На фото: образец одного рулонного билета, предназначенного для автоматических касс.
Вечерняя Москва. 27 февраля 1936 г. № 47.
Упоминаемый в заметках билетный автомат был установлен на станции «Красные ворота», но вскоре был заменен более совершенной конструкцией с электромотором, где не надо было крутить ручку.
Билет метро. Предположительно, периода 1947—1950 годов.
Билет метро, действительный по 1 октября 1945 года.
Билет метро, действительный на 2 квартал 1945 года.
Судя по отсутствию надписи «имени Л. М. Кагановича» или «имени В. И. Ленина», билет можно датировать серединой 1955 года.
Судя по отсутствию надписи «имени Л. М. Кагановича» или «имени В. И. Ленина», билет можно датировать серединой 1955 года.
Билет метро 1960-х годов (предположительно).
Билет метро периода 1970—1980-х годов.