История стоимости проезда в метро с 1935 г.
1935
15.05.1935 — 50 коп.
01.08.1935 — 40 коп.
(оплата по абонементу — 35 коп.)
01.10.1935 — 30 коп.
(оплата по абонементу — 25 коп
В 1935 году для оплаты проезда использовался картонный билет на одну поездку в одном направлении, действительный в течение 35 минут после простановки отметки. Позже были введены отрывные бумажные талоны
Одновременно используются именные льготные абонементы. До 1 декабря 1935 года они были зелеными, потом — красными («второй выпуск»).
10 процентов пассажиров — владельцы абонементов. Ежедневно продается в среднем более 700 абонементов.
В октябре на станции «Дворец советов» (сейчас — «Кропоткинская») проходят испытания первых двух турникетов.
1942 1943 1947
31.05.1942 — 40 коп.
Стоимость проезда увеличена в связи с войной.
В июле в вестибюле станции «Комсомольская» установлен новый опытный автомат для монет в 10 и 15 копеек.
Выпущены абонементные книжки на 2 и 8 рублей.
В декабре на станции «Дзержинская» установлен новый билетный автомат, принимающий монеты достоинством в 10, 15 и 20 копеек.
Вышла книга Агнии Барто «Я живу в Москве». В ней есть такие строчки:
Дают нам билеты и сдачу с рубля,
И вот наверху остается земля…
1948
16.08.1948 — 50 коп.
1952
На станции «Красные ворота» установлен первый турникет.
1957
Объявлен всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию турникета. Поступило 31 предложение.
1959
В августе на станции «Лермонтовская» установлен опытный турникет, основанный на принципе свободного прохода.
15 сентября 1959 года на станции «Рижская» установлен еще один тип турникета — с поворотной крестовиной.
1961
01.01.1961 — 5 коп.
В СССР денежная реформа — десятикратная деноминация. Вместо жетонов использутся пятикопеечные монеты.
Все станции оборудованы АКП (автоматическими контрольными пунктами — т. е. турникетами).
Для размена более крупных монет (10, 15 и 20 копеек, кроме гнутых и юбилейных) установлены разменные автоматы, которые и по сей день висят на многих станциях (видимо, на черный день).
1991
02.04.1991 — 15 коп.
Распад СССР.
Для прохода через турникет используются 15-копеечные монеты.
Некоторые турникеты оборудованы для приема трех пятаков (для различия на самих турникетах кустарным образом сделаны надписи краской: «15» и «5+5+5»). В них вмонтированы два светодиода: бросаешь пятак — загорается один, бросаешь второй — еще один, бросаешь третий — гаснут лампочки и включается зеленый свет для прохода.
В июле группой специалистов фирмы Olivetti и объединения «Электромаш» разработана первая в России автоматическая система оплаты проезда в метрополитене (проект «Метромат»), предполагающая использование магнитных карточек.
1992
01.03.1992 — 50 коп.
24.06.1992 — 1 руб.
01.12.1992 — 3 руб.
1 марта в обращение вводятся металлические жетоны
15 ноября года их заменяют пластиковыми.
1993
16.02.1993 — 6 руб.
25.06.1993 — 10 руб.
15.10.1993 — 30 руб.
На станции «Проспект Мира» проводится эксперимент: установлено два турникета, принимающих магнитные карты.
1994
01.01.1994 — 50 руб.
18.03.1994 — 100 руб.
23.06.1994 — 150 руб.
21.09.1994 — 250 руб.
20.12.1994 — 400 руб.
1995
20.03.1995 — 600 руб.
21.07.1995 — 800 руб.
20.09.1995 — 1000 руб.
21.12.1995 — 1500 руб.
1996
С 15 мая 1996 года для прохода использутся бумажные билеты на 1—10 поездок
В сентябре введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты проезда (АСОП).
1997
11.06.1997 — 2000 руб.
С 1 сентября продаются билеты на 20 и 60 поездок.
31.12.1997 прекращается обращение магнитных билетов первого поколения.
1998
01.01.1998 — 2 руб.
01.09.1998 — 3 руб.
01.09.1998 — 3 руб.
В России тысячекратная деноминация.
С 1 сентября продаются билеты на 5 и 10 поездок. На 15 станциях начата продажа транспортных карт.
С 15 декабря на 10 станциях московского метро в качестве эксперимента продаются билеты на 1 поездку.
С 25 декабря продаются билеты на 2 поездки, действительные в течение 3 дней со дня первого использования.
1999
01.01.1999 — 4 руб.
14 января московское метро начало кампанию по отлову нелегальных магнитных карт. По оценкам соответствующих служб метро, число студенческих и школьных проездных билетов, полученных по подложным письмам от учебных заведений составляет 100 000 штук. Весь список номеров «неправильных» билетов загружен в турникеты и при проходе каждый такой билет будет погашен.
С 15 января прекращена продажа жетонов.
С 1 февраля турникеты перестали принимать жетоны. В продаже появились два новых билета — «Багажный»
(4 руб.) и «Багажно-пассажирский» (8 руб.).
С 28 февраля бесконтактные транспортные карты сроком действия до 3 лет продаются на всех станциях.
2000
15.07.2000 — 5 руб.
С 1 сентября введены «Единые транспортные карты» для поездок в метро и на пригородных поездах. Карты продаются в кассах метро и на станциях МЖД, залоговая стоимость 50 рублей.
2002
01.10.2002 — 7 руб.
В июне метрополитен полностью заменил магнитные проездные билеты школьников на бесконтактные карты.
2004
01.04.2004 — 10 руб.
2005
01.01.2005 — 13 руб.
2006
01.01.2006 — 15 руб.
2007
01.01.2007 — 17 руб.
Билет на 2 поездки — 34 руб., на 5 — 75 руб., на 10 — 140 руб., на 20 — 250 руб., на 60 поездок — 520 руб.
2008
01.01.2008 — 19 руб.
Билет на 2 поездки — 38 руб., на 5 — 84 руб., на 10 — 155 руб., на 20 — 280 руб., на 60 поездок — 580 руб.
С 1 января 2008 года прекращена продажа магнитных билетов нового поколения на 1, 2 и 5 поездок.С 16 января 2008 года магнитные билеты на 1, 2 и 5 поездок недействительны.
2009
01.01.2009 — 22 руб.
Билет на 2 поездки — 44 руб., на 5 — 105 руб., на 10 — 200 руб., на 20 — 380 руб., на 60 поездок — 865 руб.
2010
01.01.2010 — 26 руб.
Билет на 2 поездки — 52 руб., на 5 — 125 руб., на 10 — 240 руб., на 20 — 460 руб., на 60 поездок — 1080 руб.